kids

Статьи, публикации, полезные ссылки

24.11.2017

 

40 лет ТСК «726 ― Ритм»


Какое время за сорок лет было самым сложным для клуба? Узнаем у руководителя «Ритма» Петра Чеботарева

Когда было проще основать клуб ― четыре десятилетия назад или сегодня? Какое время за сорок лет было самым сложным для клуба? И что руководитель танцевально-спортивного клуба «Ритм» Петр Чеботарев не принимает в сегодняшней системе танцевального спорта?

25-26 ноября сотни танцевальных дуэтов выйдут на юбилейный паркет турнира «Ритм». Клубу «726 ― Ритм» 40 лет. Сорок! Школ бального танца с такой историей в России ― по пальцам пересчитать. Идея создания этого клуба родилась, в общем-то, примерно так же, как это происходит и сегодня с большинством ТСК: основатель клуба, Петр Чеботарев, сначала увлекся танцами сам, а затем захотел увлечь других. Но атмосфера, настроения и цели, которые питали рождение танцевальной школы четыре десятилетия назад, были совершенно иными. Ведь было другое время, другая страна, другой этап развития танцевального спорта. Даже интересно: когда было проще основать клуб ― тогда или сейчас? Сейчас, когда все схемы и сценарии известны заранее, но вас ожидает огромная конкуренция и рынок, или тогда, когда поле было непаханым, танцшкол даже в столице было единицы, но не было опыта и не с кого было брать пример? Кто-то скажет ― проще сейчас, кто-то ― что проще было тогда. Но наверняка согласятся все, что открыть-то клуб несложно, сложно создать нечто, что будет жить десятилетия и останется в памяти нескольких поколений.

Самая красноречивая глава

В разные годы в «Ритме» танцевали и стартовали из этого клуба в танцевальную жизнь: 

Александр Мельников и Ирина Соломатина, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Илья Данилов и Татьяна Рыбалко, Андрей и Инна Наумовы, Сергей Рюпин и Наталья Шаломеенко, Сергей и Елена Числовы, Алексей Почаев и Наталья Кочергина, Ольга Омельченко, Егор Вышегородцев и Ольга Микешина,  Андрей Кузнецов и Яна Руцких, Александр и Татьяна Кулик, Антон Баршай и Виана Ариф, Александр и Елена Сладковы, Евгений Антонов и Светлана Соколова, Анатолий Алешин и Елена Карамушко, Борис и Светлана Третьяковы, Владимир и Ирина Лисинковы, Олег Романов, Борис Докучаев, Сергей Мазаев, Владимир Пряхин, Ирина Руковицина, Владимир Журавлев, Сергей Гаврилов, Владимир Штода и Марина Цибина, Сергей Дуванов и Светлана Тверьянович, Александр и Ольга Фарапоновы, Александр Шишков и Ольга Стеценко, Уали и Наталья Евгамуковы, Владимир Селиванов, Елена Петрова, Галина Дуванова, Ольга Глушко, Екатерина Васильева, Михаил Трушин, Сергей Козлов, Мария Лобова, Иветта Кондрашова, Наталья Усанова, Марат Гимает и Анна Оксенгойт, Владислав Бородинов и Ирина Гарус, Дмитрий Демидов и Олеся Борисова, Александр Лебедев и Ольга Гаршина-Качиаре, Алексей и Анна Колодкины, Сергей Волков и Наталья Кулагина, Дмитрий и Анастасия Титковы, Юрий Нездойминога и Екатерина Трофимова.

 

«Хотелось красоты!»

История любого клуба ― история личности его создателя. Как танцы вошли в жизни Петра Чеботарева? Возможно, на его склонность к этому прекрасному искусству повлияло вынужденное отстранение от обычной жизни советского подростка и погружение в книги, в красивые сюжеты романов. В возрасте 11-12 лет Петр из-за проблемы со здоровьем много месяцев обучался на дому и практически не общался со сверстниками.

-  Я надолго выпал из социума, из жизни своего класса, своей школы, ― говорит Петр Владимирович. ― Я жил в каком-то своем, параллельном мире. Я занимался английским языком, стендовой стрельбой, я читал Джека Лондона и представлял, что именно так должен жить настоящий элегантный мужчина. Не так, как получалось в Советском Союзе, а так, как в книжках. Хотелось красоты! А из всего того, что было вокруг, ближе всего к книжкам были танцы. Перед 8 или 9 классом, летом, на каникулах, я увидел объявление, что в парке Лефортово есть школа социально танца. Я сам, без родителей, пошел туда, записался. Там было такое зеленое летнее помещение для занятий. На уроки приходили куча неустроенных женщин и приблизительно такие же мужчины. Вел занятия пожилой мужчина в хорошем костюме, с молодой ассистенткой. Танцевали мазурки, гавоты, польки, советские танцы ― все, что можно танцевать в парках. Когда педагог велел кавалерам приглашать дам, мужики бросились разбирать хороших партнерш. Мне досталась тетя раза в три шире меня и на голову выше. Она все время наступала мне на ноги, извинялась и снова наступала. Но я продержался курс, выучил все эти танцы. Я бы и дальше туда ходил, если бы в сентябре на школьном вечере старшеклассники не станцевали классно, тремя парами, мэдисон, модный тогда американский танец. Я ахнул. Я был шокирован! Спрашиваю их ― где это, откуда?! Они: во Дворце пионеров и школьников. Я туда. А там были лучшие педагоги того времени Мария Николаевна Осипова и Юрий Евгеньевич Елинек. Они были сориентированы на конкурсную программу, на Прибалтику. Там я встретил Аллу Чеботареву. И мы начали заниматься конкурсной программой. Затем мы были у Александра и Елены Чекоткиных, в ЦДКЖ, а потом уже всерьез и надолго попали к Станиславу и Людмиле Поповым. Для нас это был, наверное, самый гармоничный опыт, потому что они открыли нам взрослый, умный, профессиональный подход к танцу. Но тогда мы занимались только своей карьерой, то есть просто тренировались и выступали. А желание создать свой клуб пришло только в 1977 году.

Что делает сегодня желающий открыть танцевальную студию? Выбирает место, сравнивает стоимость аренды, изучает конкурентов, продумывает программу, формирует ценовую политику, составляет расписание, приглашает педагогов, запускает рекламу… Ну и вкладывает во все это деньги, конечно.

- Что я сделал? ― рассказывает Чеботарев. ― Я просто пошел в ближайшую обычную школу, к директору: «Давайте мы у вас откроем клуб». Он: «Даже не думайте! У нас прекрасный зал, и там все стулья прикручены к полу». Но я был наглый, точнее, без тормозов. Я пошел в Управление народного образования, записался на прием (помню, там была некая Анетта Петровна Сотникова). «Хочу, ― говорю, ― сделать молодежный танцевальный клуб, а директор не разрешает.» Она: «Какая школа?» Я: «428-я». Она снимает телефон: «Почему такую инициативу не поддерживаете?» ― «Ну, пусть приезжают». В течение одного дня договорились! Я снова в школу, стулья открутили... Но не вообще их убрали, конечно, а каждый раз раздвигали, ставили друг на друга по стеночке…

Новорожденный клуб получил название «726». Загадочная цифра сложилась из дня и года открытия и количества первых учеников: 1977-й, 2 февраля, 6 человек.

Впрочем, количество учеников увеличивалось быстро.

- Я просто ходил по классам и говорил: давайте танцевать, ― рассказывает Петр Владимирович. ― И группы были полные! Интерес был сумасшедший тогда, был же дефицит на красоту… И в этом же зале, с раздвигающимися стульями, через какое-то время мы провели наш первый турнир. Причем на него приглашали так же: по знакомым, по друзьям. Просто говорили: приходите к нам на турнир. А как организовывали, что брали за основу? Мы равнялись на турниры в Прибалтике, они тогда уже были перед глазами. Из наших ― было «Созвездие», смотрели на турниры этого клуба. Никаких танцевальных организаций, никакой координации еще не было, каждый что-то делал сам по себе, как хотел и как мог. Меня, конечно, волновали мои собственные впечатления и представления о том, как все это должно быть, и я как-то соединял это с тем, что видел вокруг. Так мы прописывались в молодой московской танцевальной общественности.


  

Первые

Клуб «726» существовал 10 лет, а затем настало время расширяться. Ведь за это десятилетие появились другие клубы, бальные танцы стали популярнее, за плечами Чеботарева уже был опыт проведения больших турниров, а главное ― на дворе была перестройка, везде шло какая-то движение, все начинали смотреть в сторону бизнеса ― например, проводить коммерческие дискотеки. А еще всем и каждому разрешили создавать молодежные общественные объединения, что раньше было немыслимо. Все вместе это привело к тому, что в 1988 году на базе клуба «726» было создано объединение «Ритм», учредителем которого стал Всесоюзный научно-методический центр Министерства культуры СССР. На правах коллективных членов в объединение вошли танцевальные клубы Томска, Волгограда, Иванова, Кишенева, Тбилиси. В новом качестве бывший клуб «726» сделал еще больше передовых, амбициозных для своего времени шагов. Вот некоторые из них:

●  Октябрь 1988
Провели первый открытый конкурс «Ритм». По его результатам сформировали команду клуба для участия в командной встрече с танцорами из ФРГ в следующем году.

● Март ― апрель 1989
Провели командную встречу с танцорами из Германии ― серию конкурсов в ФРГ и разных городах и республиках CCCР: в Москве, Кишиневе, Ленинграде, Волгограде, Тбилиси. Причем в СССР организовали роскошный круиз по Волге: шли на корабле из Москвы, останавливаясь в городах, где были запланированы конкурсы.

● Июнь 1989
В рамках международного конкурса исполнителей бального танца «Большой вальс» провели Всесоюзный семинар. Технику латиноамериканских танцев объясняли одни из ведущих американских педагогов Колин и Лина Джеймс. Материалы семинара, записанные на видеокассету, долгое время использовали танцоры всей страны.

● Август 1989
Делегация «Ритма» в составе 45 человек выехала в Мангейм на открытый чемпионат Германии. Это стало началом массового выезда советских танцоров на конкурсы в Германию.

● Сентябрь 1989
По поручению Министерства культуры танцклуб «Ритм» совместно с Всесоюзным научно-методическим центром Министерства культуры СССР организовал и провел в УСА «Дружба» 13-й чемпионат исполнителей бальных танцев социалистических стран.
К слову. От клуба «Ритм» за нашу страну на чемпионате выступили: в европейской программе Александр Мельников и Ирина Соломатина (1 место), Алексей Почаев и Лариса Давыдова (5 место), Виктор Никовский и Ольга Стеценко (полуфинал), в латиноамериканской программе Александр Мельников и Ирина Соломатина (1 место), Виктор Никовский и Ольга Стеценко (2 место).

● Май 1990
Вышел первый номер единственного в СССР цветного журнала о конкурсном танце «Па».

● Июль 1990
В Пярну (Эстония) провели международный танцевально-спортивный семинар с участием танцоров из ФРГ, Болгарии, Москвы, Новокузнецка, Тольятти, Черкесска, Волгограда, Пензы, Львова, Нижнего Новгорода и Перми. Семинар вели немецкие танцоры и педагоги Роман Барфус и Сюзи Штайн.

● Октябрь 1990
В УЗС «Дружба» провели 3-й открытый чемпионат «Ритм». Это был крупнейший турнир за всю историю отечественного конкурсного танца: в нем участвовали 114 пар из 27 городов СССР.
К слову. Победителями стали: Михаил Баташов и Лилия Копылова (конкурс детей по танцу ламбада), Егор Вышегородцев и Ольга Микешига (конкурс взрослых по танцу ламбада), Илья Данилов и Татьяна Рыбалко (европейская программа), Виктор Никовский и Лариса Давыдова (латиноамериканская программа).

● Ноябрь 1990
На сцене Московского городского дома пионеров и школьников провели Всесоюзный семинар для танцоров и педагогов по танцам латиноамериканской программы. Вели семинар Петр Чеботарев, Александр Мельников и Ирина Соломатина. Семинар записали на видеокассету и по заявкам высылали всем желающим. 

Только подумайте! Соревнование команд двух стран в то время, когда еще вообще мало кто выезжал за границу. Семинары (всесоюзные!) ведущих зарубежных педагогов в то время, когда информацию о технике только начинали собирать по крупицам. Чемпионат соцстран и крупнейший в истории страны конкурс по бальной программе в то время, когда еще не было забыто идеологическое давление Минкультуры РФ с его пропагандой советских танцев… Клуб «Ритм» не был первым клубом бального танца в СССР, но многое, что они делали, было передовым. При этом все мероприятия, включая выезды в Германию и командные встречи, держались исключительно на частной инициативе, на энтузиазме основателя клуба. В те годы уже развивалась Ассоциация бального танца (АБТ), и по статусу «Ритм» был ей равен: и то, и другой было общественным объединением. Более того: все сильнейшие пары, уже известные на западе, танцевали именно в «Ритме». Тем не менее, АБТ, которую в последствии много лет возглавлял Павел Дорохов, уже была официально признана головной международной организацией IDSF и у нее уже была полная структурная вертикаль ― региональные отделения, национальные чемпионаты.

- Чтобы все мои пары могли участвовать в чемпионатах Европы и мира, нужно было состоять в официально признанной структуре, ― говорит Петр Владимирович. ― И я сказал своим: «Ребята, для того, чтобы у вас было все хорошо и вы имели право участвовать в чемпионатах мирового уровня, мы пойдем туда все вместе». Я добровольно закрыл свое всероссийское объединение и привел всех своих танцоров в российскую организацию танцоров-любителей. А «Ритм» продолжил существование в статусе клуба.

Деньги? Не слышали!

Пожалуй, одно из ключевых отличий первых клубов бальных танцев от сегодняшних состоит в том, что тогда движущей силой была сама жажда танца. А не выгоды, которые может принести танец.

- Все было бесплатно, ― говорит Петр Чеботарев. ― Чтобы кто-то в клубе за что-то взял деньги ― этого нельзя было представить. Денежные отношения считались криминалом! Мы всё делали друг для друга просто так, мы так жили, мы по-другому не умели. Была одна история. Мы с Аллой уехали на какой-то конкурс, а ребята в клубе должны были выступить с показательным номером. Это была смесь рок-н-ролла, буги-вуги и джайва, и по задумке ребята должны были танцевать в белых кедах. И вот один член нашего клуба собрал с ребят деньги на эти кеды и купил на всех. А кто-то увидел, что кеды в магазине стоят дешевле, чем сказал купивший. Скандал был страшный! Сейчас можно было бы сказать: это мой процент за работу, за то, что я купил для всех. Но тогда нам и в голову такое не могло прийти! Более того, я зарплату не мог получить несколько месяцев ― я не знал, как это делается! Я честно и скромно отработал месяца три-четыре, потом робко спросил: «А можно что-то получить за это?» Мне говорят: «Езжай в РОНО, спроси бухгалтера». Хотя я был как-то оформлен в этой школе... Но мне было настолько неважно это! Я хорошо учился в институте и получал стипендию, ну и помогали родители. Не было, как сейчас: кое-как научился танцевать, скорей создавать группу, срубить бабла, через год группа развалится ― ну и фиг с ней, соберем новую…

Сложно не было. Было интересно!

- Какие годы за всю историю клуба были самые сложные для вас? ― спрашиваю я.

- Я так никогда не воспринимал это, ― объясняет Петр Владимирович. ― Не было сложно! Было безумное удовольствие от того, чем занимаешься. Всегда! Всегда был внутренний смысл того, что мы делали. В год становления был отчасти эпатаж, так как международная программа запрещалась, и это давало ощущение, что ты в центре мировой жизни, немного тайной, запретной. Мы чувствовали себя немного не то что капиталистами, но носителями другой культуры. При этом это ни в коем случае не было слепым преклонением перед западом! Было ощущение, что нам этого не хватает. Но при этом у нас своего выше крыши. Вы нам только дайте возможность в этой форме самореализоваться, и мы туда привнесем все лучшее из национального! 

Наверное, самое тяжелое время ― сейчас. Потому что система ценностей очень резко поменялась. Мне категорически не нравятся многие вещи, например, то, что молодые педагоги думают о том, как заработать деньги, а не о том, чтобы их ученики развивались. Я вижу результат этого: приходят пары (и неплохие пары!), которые не знают ни людей, которые сделали сегодняшний бальный мир, ни даже название фигур, которые они танцуют, и для них это норма. Как их учат?! Их учат только для того, чтобы педагог получил коммерческую отдачу. Система, которая существует у нас сейчас, ― чистая коммерция. В ней нет места бескорыстной любви к танцу. В этой системе мы не помним педагогов, через которых поднялись наверх. Ну и плюс с переходом в спорт мы получили формализацию всего, абсолютно всего! Я не уверен, что это правильно. Но я уверен в том, что большая история складывается из маленьких шагов, общее состоит из частного. И я рад, что танцевальный клуб «Ритм», ставший одной из вех истории танцевального спорта России, прошел такой путь и сегодня празднует юбилей. 

  

 

 

18.03.2017

    

Почему мы хотим, чтобы наши дети занимались спортивными бальными танцами?

Позиция родителей троих танцующих детей

 

Скажем сразу: все, что будет изложено ниже – наше личное мнение, основанное на личном опыте, а также на опыте множества «коллег» - родителей и их танцующих детей.

 

Итак, что дают нашим детям спортивные бальные танцы?

 

Как родители, мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, счастливыми, сильными людьми. И спортивные бальные танцы помогают им в этом.

 

Наши дети ежедневно слушают красивую музыку, занимаются в красивом зале, учатся красиво двигаться у красивых тренеров. Их окружают сильные, целеустремленные, красивые люди. «Красота спасет мир» - слышали? Итак, первое – эстетическое воспитание. Наши дети привыкли следить за собой. Им нравится быть опрятными, быть красивыми. Чтобы было приятно и партнерше, и тренеру. Чтобы самим было приятно. У наших детей развивается хороший вкус, чувство прекрасного. Наши дети заняты настоящим Делом, не болтаются по улицам, не сидят безвылазно в компьютерных играх, планшетах, приставках, телефонах, социальных сетях (хотя и не лишены этого, конечно, успевают и поиграть, и расслабиться, и фильмы посмотреть). 

 

Наши дети не хотят болеть. Заболел – пропустил тренировку, подвел партнерскую сторону, пропустил турнир! Уж лучше шапку надеть. И штаны теплые. А уж если вирус настиг – настрой на скорейшее выздоровление! Лечь спать вовремя? – Обязательно! Завтра же на тренировку! Нужны силы! Наши дети (да, да, все трое) приучены следить за своим питанием. Ужасно вредный фаст-фуд – изредка, в качестве баловства, а так – каши, овощи, мясо, фрукты. И дети знают, что это важно. Чтобы быть в форме.

 

Наши дети хорошо учатся. Среди знакомых танцующих детей нет тех, кто учится плохо. Спортивные бальные танцы – сложнокоординационный вид спорта, стимулирует мозговую активность. Наши дети быстро соображают, могут найти нестандартное решение задачи, у них хорошая память (а попробуйте запомнить композиции десяти разных танцев?) – без нее никуда. Наши дети умеют концентрировать внимание.  Совсем непросто, не отвлекаясь, в течение полутора часов слушать тренера и выполнять его указания. Школьный же урок длится 45 минут. Всего! А домашние задания, за которыми не занимающиеся спортом одноклассники могут сидеть часами, выполняются быстро и легко. Во-первых, не хочется терять время, во-вторых, не возникает проблем с пониманием учебного материала. Наши дети умеют распределять свое время, ценят его. Чем больше дел, тем больше они успевают.

 

На физкультуре наши дети – в первых рядах. Их приглашают на все школьные соревнования, будь то футбол, бег, лыжи или волейбол. Потому что наши дети в отличной физической форме. Благодаря систематическим тренировкам.

 

А тренировки – это кропотливый труд. Это сотни повторений одного и того же движения, это отработка мелочей, долгая, непростая, временами скучная. Наши дети учатся быть требовательными к себе, верить в свои силы, побеждать себя и добиваться результата.

 

На турнирах они учатся справляться с волнением, они не боятся публичных выступлений. Они учатся контролировать свои эмоции. Они радуются победам и достойно справляются с поражениями. И, будучи  целеустремленными, оптимистами, они снова и снова приходят в зал и совершенствуются, чтобы на следующем конкурсе станцевать лучше, чем раньше. И, если получится, лучше, чем соперники. К слову сказать, соперники они – на паркете. За паркетом многие дружат, играют вместе в ожидании своего выхода. Наши дети легко находят общий язык с людьми любого возраста и пола.

 

Спортивные бальные танцы учат наших мальчиков быть мужественными, а девочек – быть женственными.

 

Наши мальчики учатся брать на себя ответственность за пару. Они защищают партнершу на паркете во время танца от столкновений, они выбирают место для начала танца, они ведут. Они уважают, ценят, берегут партнерш. Они учатся относиться к девочке как настоящие джентльмены. Не напоказ, нет. А искренне. Мальчики учатся быть Мужчинами. А если требуется постоять за себя или за друга в школе… Наши мальчики драться не любят. Но, если приходится, они могут дать отпор обидчику.

 

А девочка учится слушать партнера, быть ведомой, в то же время сильной. Она – спортсменка, и она - леди. Пусть пока маленькая, но движения, взгляд, осанка – уже достойны королевы. С ее характером – маленькой разбойницы с пистолетом под подушкой – необходимо научиться быть женственной.

 

Наши дети учатся работать в команде. Они учатся доверять друг другу, вместе справляться с трудностями и вместе радоваться успехам. Наши дети умеют ценить в людях надежность, честность, порядочность. И сами стараются быть такими.

 

Кто-то скажет, дорого (а что нынче дешево?), кто-то скажет, тяжело возить детей (да, непросто, но оно того стоит!), кому-то жалко времени (а нам жалко упущенного времени)…  Да, безусловно, минусы тоже есть. Но плюсов значительно больше. Мы сделали свой выбор. В танцах уже более 8 лет. И еще не приходилось об этом жалеть.

 

 

Последние событияВсе новости

12.11.2022

РИТМ - 2022

читать полностью

01.08.2022

ЛЕТНИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КЭМП - расписание

10-15 августа 2022 года

читать полностью

24.06.2022

Готовимся к новому сезону в августе

читать полностью